Обратная навигация:
ТЕХНИКА

Лекция "Мировые тенденции развития рукопашного боя и базово-кустовой метод".

История становления рукопашного боя в армиях мира.

План презентации:

1. История становления рукопашного боя в зарубежных армиях;

2. Базово - кустовой метод;

а) Составные части;

б) Источники;

в) Особенности;

г) Преимущества и недостатки;

1. История становления рукопашного боя в зарубежных армиях.

Становление современного рукопашного боя началось в конце 60-х годов прошлого века, когда во Франции в военных журналах появился ряд статей военных экспертов, пересмотревших подход к прямому контакту в современной войне. Даже ядерная война оставляет вероятность прямого контакта на поле боя в силу отсутствия единой линии фронта, необходимость входа личного состава на территорию, вывода из строя обычных средств вооружения и т.д. А также, учитывая возрастание роли локальных конфликтов и угрозы терроризма необходимость глубокого изучения рукопашного боя стала очевидной. Возник вопрос о качестве и времени, необходимом для подготовки личного состава, т.е. о методе подготовки.

В 1964 году в письме Президенту США Джонсону террорист пообещал взорвать ядерное устройство в Чикаго и приложил схему ядерного устройства. Эксперты оценили схему как рабочую. США первыми столкнулись с проблемой ядерного шантажа. Это привело к созданию группы по борьбе с ядерным шантажом «НЕСТ», включающую в себя около 200 человек личного состава — элитарное подразделение, существующее и поныне. После анализа вероятных ситуаций пришли к выводу, что использование обычного вооружения может спровоцировать подрыв ядерного устройства — значит необходимы специальные средства и рукопашный бой как один из способов физической нейтрализации.

Все выше перечисленное и было причиной возрастания интереса спецслужб и армии к рукопашному бою. Затем интерес перешел на гражданское население. А затем, как удовлетворение спроса на информацию о боевых искусствах возникло огромное количество художественных фильмов о боевых единоборствах, что всколыхнуло в последствии поистине гигантскую волну популярности к восточным единоборствам.

В США первая ставка делалась на Карате, но довольно скоро выяснилось, что карате не дает ответы на все поставленные жизнью вопросы, т.к. в карате преобладание ударной техники. Рукопашный бой должен был решать задачи много шире — освобождение от захватов, борьба в партере и т.д. Экспертами были сделаны выводы :

1. Арсенал реального боя оказался значительно больше, чем предлагает карате.

2. На подготовку требуется не менее 3 — 5-ти лет.

Была сделана попытка Б. Тернер ( на базе 101 ВДД США) объединить карате и айкидо (синтетический метод), но попытка не удалась ввиду того, что в них разная моторика движений.

Дж. Стаерс предложил «ситуационный метод». Исходя из того, что круг задач не так велик — снятие часового, взятие языка, конвоирование, бой в ограниченном пространстве и т.д. Реальная жизнь оказалась значительно шире.

В СССР в 70-е годы при Главкоме ВДВ В. Маргелове подготовка в ВДВ строилась на базе Самбо, что тоже не решало всех задач.

В Северной Корее подготовка строилась на базе Таеквандо и постоянно делались попытки усовершенствования техники.

В Южной Корее Чой Сунь Фа разработал специальный боевой раздел для армии и спецслужб, назвав его ПРО Таеквандо.

Китайская армия строит Р/Б подготовку на базе Ушу, привлекая на службу спортсменов с 10- 12-ти летним стажем.

Дзю Син Мо (Рауль Риса) старался извлечь максимально прикладной аспект. Его ученик Ю. Маряшин строил Р/Б подготовку на базе Дзю Син Мо в КГБ СССР.

Были попытки просчитать с помощью компьютерной техники систему, Р/Б оценивая по энергоемкости и эффективности движений. Теоритически разработки оказались сильно оторваны от практики. Попытки создания системы продолжаются — тенденция универсальность.

Автор Базово — кустового метода (БКМ) Г.В. Попов в 1971 году вернулся из Бирмы ( н.в. Мьянма), где изучал карате, айкидо, таинг, индийские техники. Г.В. Попов на тот момент был одним из первых советских специалистов, аттестованных в Юго-Восточной Азии по карате и айкидо.В таком качестве Г.В. Попов был привлечен Главкомом ВДВ В. Маргеловым для становления рукопашного боя в ВДВ. Затем сотрудничество продолжалось с Главкомом ВДВ Сухоруковым.

В 1977 году прошел 1-й семинар для начальников боевой и физической подготовки частей ВДВ в Литве в Енавской дивизии. Работали с утра и до вечера, огромное количество информации и пролитого пота. Результат обескуражил — «много движений, но мало достижений». Это и было толчком к созданию Базово-кустового метода Г.В. Поповым.

2. Базово - кустовой метод.

Базово — кустовой метод явился результатом творческого поиска в этом направлении. Рукопашный бой делится на 3 раздела : техника, тактика, психология. Для техники и тактики была поставлена задача — на базе единой моторики решать проблемы ударной, бросковой, прикладной техники, с использование оружия, бытовых предметов.

Источники БКМ :

1. «Теория базовых вех» ( Академик Виктор Федорович Шаталов);

2. Трудовая практика Российского крестьянства; (Пример)

3. Естественная защитная реакция организма (использование естественных реакций организма, извлекая из них выгоду) в рамках культуры боевого движения.

В БКМ — моторика движений условно разделена на БДК (базовые движения корпуса, БДР (базовые движения рук), БДН (базовые движения ног).

1. Маятники - 1-е БДК, 2-е БДК;

2. Волчки - 4-е БДК, 5-е БДК;

3. Волна - 7-е БДК, 8-е БДК.

Далее, используя принцип в математике известный как «Принцип Фибоначчи» итальянского математика Леонардо Фибоначчи : «сумма двух предыдущих — есть третье». Или более философскую трактовку из Даосизма : «Два рождает три, а три — все остальное». В каждой группе объединяем движения и получаем 3 БДК, 6 БДК, 9 БДК., которые хоть и являются интегрированием предыдущих БДК, но в итоге мы получаем качественно-новые и решающие другие задачи, движения.

Базовые движения ног (БДН) строятся по принципу вращения — либо колено является центром вращения, либо стопа, либо производится чередование центров вращения. (Примеры)

Базовые движения рук (БДР). Повторяя логику, использованную при описании БДК, получает:

1. Группа 1 БДР, 2 БДР, 3 БДР;

2. Группа 4 БДР, 5 БДР, 6 БДР;

3. Группа 7 БДР, 8 БДР, 9 БДР;

Далее добавляется принцип групп направлений. (Примеры)

БКМ позволяет использовать различные варианты объединений движений БДК, БДР, БДН одновременно. (Примеры)

Затем проводим объединение уже не в пределах групп, а между группами, объединяя маятник, волчок и волну, и получаем 10 БДК, 11 БДК и 12 БДК. Это является ярким примером комбинаторики.

Почему метод называется «базово — кустовой»? Потому что на каждом БДК можно построить «куст» атакующих, защитных действий, освобождений от захвата, действий с оружием и против вооруженного противника.

Получаем три результата :

1. Универсальность движения;

2. Вариативность движения;

3. Комбинаторика движения — как в алфавите буквы комбинируются в слова, единая моторика позволяет комбинировать различные движения. Комбинаторика — яркий показатель бойцовской зрелости.

Все это можно назвать культурой боевого движения — на одно движение сажают все разделы рукопашного боя.

Особенности — не набор приемов, а набор движений из которых каждый может создавать «свои комбинации» ( естественно, после глубокого освоения БКМ).

В БКМ удары делятся на :

1. Прямые;

2. Вращательные - там, где происходит использование суставов в качестве центров вращения.

БДР и БДН дают возможности перехода на системные удары. По сути у любого удара есть три фазы:

1. Создание условий для разгона бедра (т.н. стойка). Мастера не замирают в ней, но всегда проходят через эту позицию.

2. Разгон бедра;

3. Выброс ударной поверхности;

Тактика.

Дистанция :

1. Ближняя (короче длины руки);

2. Короткая (длина руки);

3. Средняя (дистанция ног);

4. Дальняя (дистанция с шагом);

В БКМ основы тактики закладываются в условно-боевых дорожках.

Важные особенности:

1. Гармония движений, предполагающая равенство углов локтей и колен, кистей и стоп.

2. Метод наложения движений — на одно движение бедра накладывается и удар рукой и ногой. Движение начинается одновременно и дает возможность сократить время между ударами. Это служит для усиления и ускорения движения.

Следующий этап обучения в БКМ — это боевое моделирование — рассмотрение ситуаций будет огромное множество, учитывая вариативность техники: бросковая, ударная (кисти, стопы, локти, колени), дистанцию, анатомические особенности, вооружение, время года, особенности рельефа и т.д. Яркая иллюстрация — слова Брюса Ли: «Мои движения зависят от ваших».

В качестве примера одной из моделей ( при условии использования ударов руками) :

1. Ближняя дистанция : вращательный удар + прямой удар (разрыв дистанции ударом + добивание прямым).

2. Короткая : вращательный + прямой удары.

3. Средняя : прямой + вращательный ( сокращая дистанцию + добивание).

4. Длинная : прямой + вращательный.

Это всего лишь маленький пример — важно понимание и чувствование принципов, на которых возможно боевое моделирование.

Тактика перемещений.

Перемещения выполняются на той же моторике БДК, и речь сейчас пойдет об изменении положения тела в пространстве :

1. Перемещение углом; (Примеры)

2. Перемещение зигзагами ( два зигзага свастики 45, 90 градусов); (Примеры)

3. Перемещение квадратом ( варианты);

Затем комбинаторика — объединение этих перемещений.

В зависимости от рельефа местности перемещения могут быть и скачками.

В БКМ важен принцип «нескольких степеней защиты», т.е. уход, блок, дистанция, захват, замок — одновременно. (Примеры)

Психология.

Условно бойцы делятся на два типа :

1. Агрессивный (нанести удар);

2. Осторожный (избежать удара);

Первый готов нанести 10 ударов и в ответ получить 8, второй готов нанести 1, и в ответ не получить не одного.

В БКМ действия основаны на естественных психических реакциях обучающегося + правильно поставленные движения. Учитывая, что в поединке участвует не один человек, соответственно, необходимо учитывать психологию всех участников поединка. В подготовке бойца учитываются эти индивидуальные моменты.

БКМ Г.В. Попова основан на вариативности и универсальности выделенных базовых движений, являющихся главным фактором культуры боевого движения. На каждом базовом движении строится «куст» приемов, включающих атаку и защиту, освобождение от захвата и атаку в захвате, действия с оружием и против вооруженного противника, использование бытовых предметов ( зонта, ремня, книги, стула) и массу всего другого. И это фактически один универсальный прием.

Такой метод БКМ Г.В. Попова позволяет:

1. Подготовить бойца качественно и за короткий срок.

2. Дать ему в руки инструмент, позволяющий самостоятельно продолжить свое развитие и совершенствование как бойца и как человека.

3. Позволяет поддерживать необходимую форму, ограничиваясь выполнением базовых движений.